Статья «Свободу Владельцам бизнеса!»

Николай Сычёв

Статья впервые опубликована в Еженедельной экономической газете «Эпиграф», № 23, 14 июня 2002 г.

Сейчас наступило время, когда многие владельцы бизнеса уже не хотят работать в своей фирме в качестве наемного директора. Для этого может быть много причин: и психологическая усталость от однообразной работы, и желание развивать новые бизнесы, и стремление реализовать себя в других видах деятельности.

Одним из естественных решений в такой ситуации может быть передача бизнеса наемному руководителю. На первый взгляд, это решение может показаться легко реализуемым, однако, на практике очень трудно встретить удачные решения этой проблемы. Это связанно с тем, что они делаются по западным образцам, без учета нашей специфики.

Как передать свой бизнес наемному руководителю и не потерять его.

Первое, что необходимо понять владельцу – это то, что владелец это должность. Если вы дали деньги на создание бизнеса и вам принадлежат его акции, юридические лица, материальные средства или бренды, то это означает, что вы владеете только ими. Это не означает, что вы владеете бизнесом. Владеть бизнесом – это означает постоянно создавать его, делать более прибыльным и устойчивым. Необходимо разделять позиции «формального собственника – инвестора» и «владельца – автора – создателя бизнеса». Только тот, кто создает бизнес, по настоящему владеет им. Таким образом, у нас появляется должность «управляющего владельца».

Основные проблемы, связанные с привлечением наемного директора, вызваны именно нечетким выделением обязанностей должности «управляющего владельца». Иногда эта должность может полностью перейти новому руководителю. Он фактически становится новым владельцем, что автоматически вызывает напряженные отношения со старым.

Правильной последовательностью действий при передаче бизнеса наемному руководителю будет следующая:

1. Подготовить бизнес к передаче новому руководителю.

2. Создать Отдел владельца и правильно поставить его работу.

3. Подобрать подходящего руководителя, обучить его и определить взаимовыгодные условия его работы.

4. Грамотно передать бизнес новому руководителю и позитивно контролировать его.

Подготовка бизнеса

Прежде чем передавать бизнес, полезно сделать его полную ревизию. Когда владелец сам создавал и развивал бизнес, он внес в него много нюансов, отражающих его личный стиль руководства и ведения дел. Это могут быть и направления работы, которые казались ему ранее перспективными, и те направления, которые ему хотелось развивать из-за личных интересов. Возможно, они не все достаточно эффективны или не будут эффективны без личного участия в них их создателя. С другой стороны, как у любого человека, у владельца есть вопросы, которыми ему не хотелось самому заниматься, и в бизнесе могут быть разнообразные «пробелы», требующие устранения до передачи. Если передать бизнес, не сделав этого, то новому руководителю придется потратить гораздо больше времени и энергии на них, чем владельцу, если ему вообще удастся это сделать.

Подготовка бизнеса может включать в себя более 15 направлений. Точный перечень зависит от состояния, в котором он находиться.

Создание и постановка работы Отдела Владельца.

Пока владелец сам руководил фирмой, он мог даже не осознавать существование такого отдела. Его функции распределялись по всем подразделениям фирмы или выполнялись им самим. Теперь же этот отдел должен эффективно контролировать и направлять развитие бизнеса без выполнения текущих оперативных функций.

Система работы Отдела Владельца зависит от конкретного бизнеса. Чтобы его создать, необходимо сначала прояснить устройство бизнеса и технологию контроля над ним. Затем можно сформировать структуру отдела и обязанности его сотрудников. В самом отделе может работать только владелец бизнеса, без привлечения других сотрудников. Если же привлечь в отдел помощников, то участие владельца в управлении бизнесом можно свести к 1-2 часам в неделю.

Подбор нового руководителя.

Иногда владельцы думают, что им нужно найти какого-то особенного руководителя, который сам все поймет и сделает. Это иллюзия. Таких сотрудников почти нет. Или они оказываются «героями», более способными навредить развитому бизнесу и его владельцу.

Нового руководителя необходимо подбирать с учетом условий, в которых ему придется работать. Возможно, не все кандидаты согласятся на это. Нужны те, кто смогут эффективно работать по предложенным правилам. Систему оплаты и мотивации нового сотрудника нужно строить именно под него. Желание руководителей иметь какую-то идеальную систему мотивации здесь неуместно. Мотивация и так должна быть всегда персональной, а в таких случаях особенно.

Обучение нового сотрудника займет некоторое время. Завершающую часть обучения удобно построить в виде стажировки на рабочем месте. Стажировка может совпасть с передачей руководства бизнесом новому руководителю

Позитивный контроль.

Все процедуры контроля, установленные владельцем, должны выполняться всегда, без игры в доверие или недоверие. Другое дело, что они не должны излишне отвлекать руководителя и сотрудников, или создавать эмоционально напряженную обстановку. Это должно быть что-то само собой разумеющееся и незаметное.

Владельцу необходимо сохранить свое присутствие в фирме. Его работа строится на базе Карты результатов Отдела Владельца. Правильное выполнение своей роли «управляющего владельца» позволит, и сохранить контроль над фирмой, и успешно развивать бизнес.