Статья «Владелец – директор. Как избежать иллюзий»

Николай Сычёв

Статья в первые опубликована в Бизнес — журнале №2 2005 г.

Многие собственники компаний, выступающие одновременно в роли генерального директора, нередко становятся жертвой иллюзий, полагая, что полностью контролируют свой бизнес. Но, увы. Чаще всего именно функция владельческого контроля оказывается брошенной на произвол судьбы.

Мой хороший знакомый, владелец фирмы, «сам у себя» работал директором и много времени уделял текущим делам. А вот тем, что именуется «владельческим контролем», фактически не занимается. В результате усилиями одного из временных партнеров по бизнесу была создана такая ситуация, когда хозяин был вынужден и часть собственности, и управленческие функции передать компаньону и его людям, оставшись на позиции исполнителя.

Другой, так же совмещавший роли генерального директора и владельца, очень бурно развивал свой бизнес. Постоянно внося новшества и изменения, он строил весьма амбициозные планы, которые выливались во вполне успешные проекты. Однако при этом он был так увлекся текущей деятельностью, что плохо считал собственные деньги. Да к тому же не всегда объективно оценивал потенциал новых замыслов. Поэтому, когда компания вступила в полосу трудностей (а у кого их не бывает!), он просто не сумел совладать с ними. И бизнес был потерян.

Мне постоянно приходится сталкиваться с управляющими собственниками, владельцами-директорами, которые не удовлетворены результатами своего бизнеса. При этом они всегда находят много причин и объяснений неудачам, и, как правило, в этом списке фигурирует недовольство работой менеджеров. Но владельцы этих компаний не учитывают одного важного обстоятельства: вместо попыток изменить других людей, необходимо поменять что-то в своей работе. В первую очередь, на некоторое время перестать быть директорами и заняться своей главной, владельческой работой .

Занимая должность директора, собственник не имеет право забывать, что у него есть еще и пост владельца бизнеса ! Обладая «по совместительству» двумя должностями, владелец обязан эффективно и грамотно сочетать их. А ведь это многообразные виды работ, предполагающие и различную ответственность, иные темпы принятия решений, сроки планирования. Так, если директор волнуется по поводу текущей прибыли, то владелец озабочен еще и прибылью будущей — на несколько лет вперед. Вероятно, возможностью продать бизнес в случае необходимости. А может быть, и тем, что останется наследникам!

Владельческая и управленческая работа – не только разные виды деятельности, но и разные системы мышления. Вот почему так важно научиться грамотно разделять должности владельца и менеджера, зафиксировав это разделение в конкретных формах.

«День владельца». Зарезервируйте в своем календаре один день в неделю – «день владельца». Таким образом, вы получите достаточно времени на решение владельческих проблем и сможете разделять работу на двух должностях по этому показателю. Поначалу будет не совсем понятно, чем занять этот день. Но если начать строить систему владельческого контроля над бизнесом, вскоре все проясниться.

Решения владельца . Разделите их на два вида: решения владельца и решения директора. При этом вы как владелец, должны отдельно рассматривать и утверждать некоторые (свои же!) решения, принятые в роли менеджера. Это поможет лучше увидеть роль владельца и понять: что хорошо для вас, как для менеджера, не всегда выгодно вам как владельцу.

Бюджет владельца. Выделите в отдельный бюджет доходы и расходы владельца, не забывая, что фирма должна платить за предоставляемые ресурсы. Кроме того, далеко не все расходы вызывают энтузиазм у менеджеров (например, затраты на владельческий контроль). А раз так, их можно отнести на расходы владельческого бюджета.

Рабочее место владельца. Если площади позволяют, физически разделите рабочие места директора и владельца. Это поможет лучше входить в соответствующую роль и не путать две должности.

Аппарат владельца. Наверняка сегодня одни и те же люди выполняют функции помощника директора и помощника владельца. Но это не всегда удобно и безопасно. По возможности, используйте разных сотрудников для этих ролей.

Как-то владелец одной из компаний пожаловался мне: прибыль в бизнесе постоянно падает. При ближайшем рассмотрении оказалось, что он сам продуцировал все больше расходов, которые упрощали ему жизнь в роли управленца. Будь директором другой человек, такого владелец не одобрил бы, но именно эти затраты и стали причиной падения прибыли.

Хозяин другой фирмы вел весьма разветвленный бизнес и испытывал нараставшие трудности с управлением. Однако, построив собственную систему владельческого контроля и разобравшись с технологией работы владельца, он стал куда эффективнее выполнять и менеджерские дела. Правда, через некоторое время они ему надоели, и собственник передал их наемным руководителям. Но к этому моменту он уже хорошо понимал, что теперь и так довольно успешно контролирует бизнес.

Результаты в бизнесе напрямую зависят от внимания владельца. Выполнение менеджерских обязанностей обычно перевешивает владельческую работу и не оставляет на нее достаточно времени. А раз так, владельцу необходимо разделить роли, отдавая владельческому контролю нужное время и ресурсы.