Статья «Конь или телега»

Николай Сычёв

Статья в первые опубликована в Бизнес — журнале №6 2005 г.

Владельцы компаний нередко попадают в ловушку, подменяя собственные интересы «интересами фирмы». Тем более что сами по себе «интересы фирмы» порой оказываются в чистом виде ложной идеей.

Начну с примеров. Один из моих знакомых, владелец компании, до сих пор убежден: главное условие развития бизнеса — создание дружной команды хорошо понимающих друг друга сотрудников, помогающих друг другу добиваться профессионального роста. Предполагается, что в таких условиях бизнес «сам» начнет развиваться и приносить все большую прибыль. Увы, на практике объем продаж компании невелик, ее глава испытывает затруднения с выплатой высокой зарплаты и чуть ли не ночует на работе.

В другой фирме, владелец продолжает поддерживать явно неэффективные направления бизнеса, причем главными аргументами являются «история фирмы» и «забота о людях». Убыточные подразделения «съедают» почти всю прибыль, которую обеспечивают успешные направления, а сотрудники компании получают усредненную зарплату. Эффективные работники обижены, а неэффективные постоянно заняты изобретением объяснений того, за что им платят деньги.

Все мы нередко слышим высказывания вроде: «Интересы фирмы требуют, чтобы …». На самом же деле это чистой воды манипуляции. Ни у фирмы, ни у организации не может быть никаких «интересов». Интересы возникают только у конкретных людей. Кроме того, следует иметь в виду, что у разных людей, работающих в компании, интересы – разные!. Возможно, дело в том, что где-то глубоко в подсознании мы лелеем образ идеальной «команды». В этом идеальном мире понимают друг друга с полуслова, дружно работают вместе и думают как один. Но это лишь образ. И вряд ли нужно тратить силы на бессмысленные попытки реализовать его на практике. Лучше просто заняться бизнесом. Вот только для этого нужно понять, что такое «бизнес» и «фирма».

Определений бизнеса – множество, например «совокупность процессов, приводящая к образованию прибыли» Наверное, все они правильные, но, увы, не дают ответа на вопрос о том, как следует контролировать бизнес. Рискну предложить собственное, техническое определение: бизнес – это совокупность сделок, осуществляемая на регулярной основе. Под сделкой будем понимать обмен одного товара на другой или на деньги, а под «регулярной основой» — совершение множества в чем-то похожих сделок. Ну и, наконец, бизнес, по определению, должен быть прибыльным. Если у вас нет прибыли, то у вас, скорее всего не бизнес, а что-то еще. Скажем, заготовка для бизнеса, убыточная деятельность или скрытая благотворительность.

Теперь попробуем разобраться в том, кто, собственно, осуществляет сделки и между кем идет обмен. Полагаю, тезис о том, что обмен происходит между клиентом и владельцем бизнеса, может выглядеть для многих неожиданным. Действительно, участие владельца далеко не всегда очевидно для клиентов, полагающих, что обмениваются с фирмой (или «с юридическим лицом»). Но на деле в любой сделке велика доля участия владельца бизнеса как его автора. И именно владелец принимает на себя ответственность за то, что делает бизнес.

А что же такое «фирма»? Не более чем механизм. Инструмент, созданный для реализации бизнеса. Точно так же все сотрудники фирмы – это части единого механизма Согласен, звучит непривычно. А для кого-то даже оскорбительно. Но именно так все выглядит с точки зрения функционального анализа.

Следует отметить, что понятие «фирма» и понятие «юридическое лицо» -так же разны, ведь одна и та же фирма может иметь несколько юридических лиц, или, наоборот. «под крышей» одного юридического лица могут работать несколько фирм. Точно так же нужно различать понятия «директор бизнеса» и «директор юридического лица». Это различные должности и обязанности, а юридическое лицо – то, как вы юридически оформляете свою деятельность и как представляете ее перед государством и партнерами.

Итак, в итоге, мы получаем владельца (автора бизнеса), бизнес (набор сделок владельца с клиентами), фирму (механизм реализации бизнеса) и юридические лица – форму представления нашей деятельности в юридическом смысле. Понятно, что в такой конструкции фирма существует для бизнеса , а не бизнес — для фирмы. Если вы решили открыть новый бизнес, то, вероятно, следует создать новую фирму, хотя вы можете использовать для оформления ее деятельности прежние юридические лица. Если же вы закрываете бизнес, то тем самым закрываете и соответствующую фирму, а ее сотрудников направляете на обслуживание другого бизнеса.

Тот факт, что владелец бизнеса является автором (иногда вместе с соавторами) и участником каждой реализуемой сделки, означает, что он имеет право на авторский гонорар. И этот гонорар может начисляться и выплачиваться ему немедленно при завершении каждой конкретной сделки.

В течении нескольких лет я наблюдал ситуацию на одном из заводов. В какой-то момент его владелец тщательно проанализировал весь имеющийся набор бизнесов, причем каждый из них в финансовом отношении был изучен отдельно. Выяснилось, что около половины бизнесов уже давно убыточны. Следом по каждому из них были приняты соответствующие решения — одни бизнесы были закрыты, для других пришлось разработать «реанимационные» программы. В итоге общая финансовая ситуация на заводе заметно улучшилась.

Владелец другой компании увязал вознаграждение руководителей и сотрудников с финансовыми результатами бизнесов, которые они обслуживали. Руководители убыточных подразделений сами развернули бурную деятельность по финансовому улучшению и реструктуризации своих направлений, что, в конечном счете, привело к оздоровлению компании в целом и росту доходов.

Подчинив фирму интересам бизнеса, можно добиться изменения мышления, а это в свою очередь приведет к положительным результатам.